ТифлотехникаКак продавец специальной техники и приспособлений для слепых и слабовидящих людей, мы часто сталкиваемся с возмущением потенциальных покупателей: "да почему же этот принтер Брайля такой дорогой"? "Да за цену этого говорящего кнопочного телефона можно Айфон купить"! "Да что же эти шахматы такие дорогие? Подумаешь, штырьки повставляли, дырки просверлили, совесть потеряли и обдирают слепых как липку"! А вы думаете нам самим похожие мысли в голову не приходили? Да, не на уровне логических построений и выводов, а на уровне эмоций, но всё же… Вот и разберёмся сейчас вместе почему так происходит и кто виноват.

Из чего складывается конечная цена каждого продукта?

Первый этап – разработка устройства. Даже изменение дизайна устройства, увеличение аккумулятора и экрана, уменьшение толщины корпуса и так далее, требуют сложной работы инженеров. Ведь нужно не просто детали напихать, а учесть и теплоотвод, и электрические наводки, и экранирование, и удобство для дальнейшего обслуживания и ремонта, и удобство в эксплуатации для пользователя. Описанное касается телефонов или видеоувеличителей, но справедливо практически для любой техники.

Второй этап – разработка программного обеспечения. Даже изменение уже существующей модели оборудования требует новой прошивки. Что уж говорить о совершенно новых приборах, с новыми, ещё никогда не реализованными функциями. Эта работа едва ли не сложнее первого этапа. Очень часто конструкторское бюро производителей включает больше программистов, чем инженеров и техников.

Третий этап – подготовка к производству. Да-да, ещё не само производство, так как нужно ещё изготовить пресс-формы для пластиковых деталей, соответствующую оснастку для плат и микросхем, заглушек, прокладок и прочего, изготовления несущей рамы устройства из метала, покраски и многих-многих мелочей.

Все описанные операции справедливы как для массового производства в сотни тысяч экземпляров единиц, так и для нескольких десятков устройств. Всё это нужно придумать, скомпоновать, прописать программное обеспечение и сделать по чертежам и эскизам. Вся эта работа требует оплаты специалистам и разбрасывается, грубо говоря, на каждое выпущенное устройство. Но если это массовый продукт, такой как обычный смартфон или телевизор, то эта сумма затрат делиться на сотни тысяч экземпляров устройств или даже сотни миллионов, как у айфонов. Таким образом, каждый из покупателей этих устройств заплатив за него в магазине, оплачивает максимум одну тысячную процента затрат на разработку. Обычно на таких сериях это порядка нескольких долларов, даже если к разработке привлекались дорогие дизайнеры. Но что если устройство узкоспециальное и выпускается всего несколько сотен таких устройств? Да ещё работать над ним пришлось гораздо больше, так как это не изменение и доработка старой модели, а совершенно новый уникальный продукт? Вот и получается, что на каждое устройство приходиться уже до одного процента затрат на разработку. А это уже сотни долларов.

 

 

 

Мы говорим о том, что производители пользуются слабой конкуренцией и ломят цены, но так ли это?

Взглянем на мировой рынок тифлотехники и проанализируем что с ним происходит.  

Enabling Technologies, который более 40 лет занимался принтерами Брайля, вдруг заявил, что рынок требует комплексных интегрированных решений и объединил усилия с HumanWare по разработке, продажам и обслуживанию принтеров Брайля.

Optelec, голландская компания-разработчик дисплеев Брайля и видеоувеличителей после 40 лет работы вынуждена объединиться с американской фирмой Freedom Scientific. Заметим, что Optelec отличался устройствами более высокого уровня и качества, но не смог выдержать шторма рыночной экономики.

Ещё хуже обстоит дело с известной немецкой фирмой BAUM Retec, известной своими дисплеями Брайля Vario и качественными видеоувеличителями. Выпуская продукцию эталонного качества, компания вынуждена была объявить себя банкротом. Какое-то время продолжал работу её филиал в США, определённую деятельность продолжали сборщики, которые работали с BAUM, но клиент скорее мёртв, чем жив.

Так где же несметные богатства, заработанные на незрячих пользователях благодаря завышенным ценам?

Почему старые фирмы уходят с рынка, объединяются или вливаются в более крупные, а новых игроков на рынке не появляется? Нет, иногда появляются новые стартапы, показывают дисплеи Брайля на новом принципе или умные очки за 5 тысяч евро, но особой погоды они на рынке не делают, некоторые вообще склонны считать, что рынок тифлотехники переживает стагнацию.

Давайте рассмотрим ещё несколько более-менее популярных предложений или требований, которые мы слышим иногда по поводу цен.

Нам говорят: "Производители должны учитывать, что оборудование предназначено для инвалидов и не ломить такие цены".

Да, каждый производитель, прежде чем осваивать новый для себя рынок, разрабатывать или даже просто продавать новое устройство, анализирует перспективы с учётом спроса, конкуренции, покупательской способности. Покупательская способность у людей с инвалидностью не является слишком уж высокой даже в богатых европейских странах или США. Незрячие люди редко относятся даже к среднему классу по уровню доходов, а учитывая достаточно высокие цены на специальные устройства, без помощи государства далеко не каждый незрячий европеец или американец может позволить себе Брайлевский дисплей с принтером, умные очки и говорящую микроволновку. То есть, значительного спроса на эти продукты нет и продажи в большой мере зависят от государственных программ социальной помощи. Если бы не это, мы бы не увидели и половины тех устройств, которые сейчас выпускаются. Цель производителя – получить прибыль, а не брать на себя социальные функции, обеспечивая по себестоимости незрячих людей различной техникой. Эти предприятия не получают преференций и льгот от своих стран, максимум – мы, как покупатели, не платим НДС.  

Мы слышим: "Производитель должен понимать, что в Украине не могут платить столько и должен снижать для нас цены, иначе вообще ничего не продаст".

Страны с низкой покупательской способностью незрячих людей и почти полным отсутствием программ поддержки от государства вообще мало интересны производителям. Когда мы, как потенциальный партнёр, обращаемся к производителю с предложением партнёрства и дистрибьюции в Украине, нам сразу предлагают предоставить аналитику по перспективам продаж. Подготовка устройства к продаже в новой стране подразумевает некоторые финансовые затраты и время разработчика на локализацию – перевод меню интерфейса, языковых таблиц, документации. Если речь идёт о продажах пары принтеров в год, то производитель не станет этим заниматься – его интересуют объёмы продаж. Если же мы хотим продавать, всё же, эти два принтера в год, да ещё и просим снизить цену в виду бедности населения и отсутствие государственной поддержки – нас просто засмеют или культурно пошлют, в лучшем случае – работать с министерством по поводу включения устройств в государственные программы. Другое дело, если нам удалось лоббировать некие программы и гарантировать продажи на уровне сотен или тысяч единиц техники в год. Это весомо для производителя и под такие перспективы и заказы мы можем получить специальную цену. Но никто не будет снижать цены из жалости, никто не будет снижать цены ради роста продаж в смехотворных масштабах.

Так что же делать? Кто нас пожалеет и о нас позаботиться?

Может Вы думаете, что вопрос чисто риторический и на него нет ответа, что никому это не нужно и никто не должен это делать? Нет, на этот вопрос есть ответ, точнее даже три.

  1. Мы, кто нуждается в этих устройствах, кто не способен их купить при всём желании, являемся первыми и самыми заинтересованными в решении этой проблемы людьми. Но нужно задуматься, точно мы неспособны заработать средства или просто нам проще этого не пытаться сделать, оправдываясь инвалидностью? Если же с работой действительно плохо, смотри дальше.
  2. Большинство из нас имеет родственников, друзей. Это не стыдно, намекнуть детям о своих проблемах и попросить помочь их решить. Это стыдно, когда дети покупают себе последние модели смартфонов, телевизор в пол стены и машину "не хуже, чем у людей" и не подумают купить родителям специальный телефон или хорошую трость для ходьбы.
  3. Мы - часть социума, граждане государства, на которое возложена социальные функции. Мы платим налоги, даже покупая лекарства в аптеке, хлеб в булочной, оплачивая квартплату. Мы выполняем наши обязательства перед государством и обществом, поэтому в праве ожидать и даже требовать этого же от государства и общества. Не просто ныть и жаловаться окружающим, а именно требовать и добиваться. Так - государство. Ее обязанность обеспечить незрячему человеку элементарные потребности в технических средствах реабилитации, когда уже не обеспечивает достаточный уровень социальных выплат для самостоятельной покупки. Мы слышим, что сейчас кризис, это слишком дорого и сейчас не реально, что нужно детям, армии, больным и безработным. Это мы слышим много лет и воз и ныне там.

Мы заглядываем в постановление Кабмина 321 и с трудом находим в этом длинном перечне средств реабилитации наши несколько строк с тросточкой и часиками, для получения которых ещё нужно пройти массу врачей и предоставить программу реабилитации с такой рекомендацией. Да ещё стоимость этих средств реабилитации явно списана с потолка и лет так 15 назад, ведь за деньги, выделяемые на трость, реально нельзя купить даже сменный наконечник. Мы смотрим список, что же предусмотрено для людей с другими нозологиями инвалидности? Мы видим:

  • протези гомілки модульні із вкладишем із силіконової композиції мобільності підвищеної функціональності – 111958 грн.
  • протези стегна модульного типу з одновісним колінним вузлом мобільності підвищеної функціональності - 215 510 грн.
  • активні крісла колісні підвищеної надійності та функціональності для учасників АТО та ООС - 77 709 грн.
  • крісла колісні з електроприводом підвищеної надійності та функціональності для учасників АТО та ООС - 124 400 грн.
  • електроскутери (базові).- 71 081 грн.

и так далее, каждый пункт из которых дороже наших часиков и тросточек раз в 100 как минимум. Мы задаём вопрос себе и социальным работникам, сотрудникам Министерства и Фонда защиты инвалидов: "Как же так"? Нам поясняют, что это неприлично и даже стыдно завидовать другим, да ещё и инвалидам, что нужно добиваться себе, а не сравнивать с кем-то. Да, и добиваться желательно не здесь, а там, где-то, не знаю где и как, но точно не здесь. И нам становится стыдно, ведь, наверное, это действительно неприлично сравнивать и завидовать, и мы идём со своей пластиковой китайской тросточкой пристыженные и удручённые. И мы не ждём больше помощи от государства, мы требуем её от канадского или чешского производителя.

Но нет, конечно, мы не так уж пассивны, мы добились уважения в обществе и теперь нас нельзя называть инвалидами, только лицами с… чёрт, не помню, как там у нас по последней толерантной моде. В общем, теперь у нас есть Конвенции шрифтом Брайля, называют нас уже правильно, идут к нам навстречу почти во всём, главное, чтобы мы никуда не ходили. Ведь нам дали уважение, а это гораздо важнее и больше, чем какие-то меркантильные тросточки.

Не хотелось бы заканчивать статью на этой ""позитивной" ноте". Наверное, все эти "праздники незрячего человека" и "Белой трости" с псевдовниманием и псевдопомощью вызывают такую реакцию.  И люди с инвалидностью, которые ждут и требуют понимания и помощи от кого угодно, но не от государства.

© С. Москалец